Электрические автомобили в России: перспективы развития

По данным агентства Автостат, в мае текущего года россияне приобрели в десять раз больше электромобилей, чем в мае прошлого года. За пять месяцев продажи превысили показатели прошлого года в семь раз. В 2020 году число электрокаров в РФ увеличилось на 71%.

Если же рассмотреть абсолютные цифры, картина меняется. В мае 2021 года было реализовано 148 электромобилей, а за пять месяцев – 650. Общее количество таких автомобилей в стране не превышает 11 тысяч единиц. В мае российские дилеры продали 147 378 бензиновых и дизельных авто, а за первые пять месяцев 2021 года – 663 612.

Несмотря на популярность Tesla и тренд на «зелёные» технологии, продажи электромобилей в России незначительны и составляют доли процента. Большая часть продаж приходится на Москву (40%) и премиум-сегмент: Porsche Taycan (от 6,78 млн руб.) и Audi e-tron (немногим дешевле) занимают половину рынка. Tesla Model 3 занимает третье место по продажам (20 единиц). Существует также рынок праворульных Nissan Leaf на Дальнем Востоке (несколько тысяч штук, ввезённых из Японии), но это всё равно не сравнится с Германией, где за первый квартал было продано более 60 000 электромобилей.

Инфраструктура и льготы

Представитель «Сберавтопарка» считает, что автомобили на электротяге могут конкурировать с обычными моделями, если будут созданы подходящие условия.

Электрокары превосходят бензиновые и дизельные машины по многим показателям. Несмотря на высокую цену, электромобили дешевле в эксплуатации и ремонте, просты в конструкции и надежны. Электромотор исключает необходимость менять масло, ремень ГРМ, свечи зажигания и другие компоненты, что делает их привлекательными для коммерческих автопарков.
Убедительный опыт эксплуатации электрокаров в суровых условиях Дальнего Востока опровергает мнение о неподходящих они для нашей зимы. Однако пока в России отсутствуют соответствующие условия для этой техники. Самая развитая сеть зарядных станций находится в Москве, насчитывая около сотни единиц. В Санкт-Петербурге их примерно три десятка, а путешествие из Москвы в Казань может потребовать эвакуатора.
Для развития электромобилей важно не только совершенствовать инфраструктуру, но и предоставлять владельцам, включая коммерческих, преференции, например, право бесплатной парковки, как во многих крупных городах Европы. Пока такая льгота доступна лишь в Москве.

150 000 электрозаправок

К 2030 году Минэкономразвития планирует потратить на развитие электротранспорта в России 418 млрд рублей. В пилотных регионах – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Сочи, Калининграде и Казани – разработают программы развития инфраструктуры, установят нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг. Планируется создание 150 000 зарядных станций и введение стимулов для иностранных производителей для локализации производства. К 2030 году доля приобретаемого в России электротранспорта должна составить 15%, а общий парк электромобилей – 1,5 млн штук.

Согласно информации консалтинговой компании BloombergNEF, стоимость производства электрокаров и автомобилей с использованием ископаемого топлива выравнится к 2026 году. Спустя год выпуск электромобилей станет более экономичным. Ключевыми причинами являются снижение цены на батареи и расширение объемов производства.