28 сентября 2025, 21:47
В Свердловской области стартует производство, которое может кардинально преобразить российские автомобили будущего. Какой материал ляжет в основу новых машин — и почему автопром так долго ждал этого решения?
В Свердловской области начинается реализация крупного промышленного проекта, способного существенно повлиять на развитие высокотехнологичных отраслей, в частности автомобилестроения. В ходе «Мировой атомной недели» была подписана договорённость между госкорпорацией «Росатом», администрацией особой экономической зоны «Титановая долина» и правительством Свердловской области о возведении современного предприятия по выпуску углеволокна и ПАН-прекурсора – важнейшего сырья для его производства. Об этом сообщает издание abn.agency со ссылкой на губернатора региона Дениса Пастера.
Новое предприятие станет первым в регионе, где будет организовано производство углеволокна полного цикла – от первичного сырья до конечного продукта. Этот материал уже не является чем-то необычным, он находит широкое применение в авиастроении, космической индустрии, атомной и ветровой энергетике, медицине и судостроении. Он также играет важную роль в автомобильной промышленности: углеволокно позволяет существенно уменьшить вес кузова и отдельных деталей без ущерба для прочности, что оказывает прямое влияние на расход топлива, производительность и объем выбросов CO₂. Многие автоконцерны, включая BMW и Lamborghini, уже используют композитные материалы на основе углеволокна в серийных автомобилях и гоночных машинах.
Строительство завода намечено осуществить на территории особой экономической зоны «Титановая долина», ориентированной на поддержку высокотехнологичных производств, занимающихся разработкой новых материалов и передовых промышленных технологий. В рамках проекта планируется возведение четырёх производственных корпусов, суммарная площадь которых превысит 60 тысяч квадратных метров. Ожидается, что предприятие начнёт работу в полном объёме в 2032 году, хотя отдельные участки могут быть сданы в эксплуатацию и ранее.
Для осуществления проекта потребуется значительный объем инвестиций, оцениваемый в миллиарды, и будет создано более 500 рабочих мест, требующих высокой квалификации. Это позволит не только повысить промышленный потенциал Урала, но и предоставит российским автопроизводителям возможность получения доступа к стратегически важному материалу, поставки которого в настоящее время в значительной степени зависят от импорта. Развитие собственного производства углеволокна увеличит технологическую независимость страны и создаст предпосылки для разработки транспорта, отличающегося легкостью, энергоэффективностью и экологичностью.
Это событие способно оказать значительное влияние на развитие автомобильной промышленности в России. В настоящее время широкое использование углеволокна в серийных автомобилях затруднено из-за его высокой стоимости и технологической сложности переработки. Однако создание отечественного производства сырья и готового волокна может облегчить внедрение композитных материалов. В будущем это может способствовать переходу к более лёгким автомобильным конструкциям, что особенно важно в связи с возрастающими требованиями к экологичности и энергоэффективности.
Реализация проекта строительства завода в Свердловской области представляет собой не только промышленное предприятие, но и значительное событие, направленное на создание современной технологической платформы для различных сфер деятельности, в том числе и для развития автомобильной промышленности России.