В России за въезд на дороги взимают плату с грузовых автомобилей.

С 15 ноября по всей России введена система сбора платы за проезд грузовикам массой более 12 тонн.

В чем суть нововведения?

В 2013 году правительство приняло постановление №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн». По нему за каждый километр пути по федеральным трассам «большегрузам» начисляется плата по тарифу.

Новая система направлена на возмещение вреда, причиняемого большегрузами дорогам федерального значения. Её доход может составить 50 миллиардов рублей ежегодно. Из под действия закона исключены транспортные средства для перевозки людей, грузовики со спецсигналами и военная техника.

Сколько придется платить?

Начальный тариф за каждый километр составлял 3,73 рубля, однако премьер-министр Дмитрий Медведев предоставил дальнобойщикам скидки незадолго до вступления закона в силу. Владельцы большегрузов будут платить 1,53 рубля до 29 февраля 2016 года, а с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года – 3,06 рубля за каждый пройденный километр. Соответствующая корректировка внесена в Постановление №504.

Как платить?

Чтобы оплатить дорогу, водителям грузовых автомобилей требуется использовать систему «Платон». Для этого нужно зарегистрироваться на сайте. platon.ruМожно осуществить оплату в одном из офисов компании. На лицевой счет водителя грузовика необходимо перевести средства, после чего можно оплатить маршрутную карту для конкретного рейса или получить бортовое устройство-транспондер, устанавливаемое на лобовом стекле.

Счётчик запускается при вхождении грузовика на федеральную дорогу. Навигация устанавливает позицию устройства и отправляет сигнал о списании средств с учёта по километрам проезда. В исключении — платными отрезками трасс.

Система «Платон» или точнее управляющая компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» разделена на две равные доли. Одна принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга, а другая — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам госкорпорации «Ростех».

А если не заплатить?

Те, кто попытается обойти новый закон, столкнутся с внушительными штрафами: водителю грозит 5000 рублей, должностным лицам и индивидуальным предпринимателям — 40 тысяч, юридическим лицам — 450 тысяч. В случае повторного нарушения сумма возрастает до 50 тысяч рублей для должностных лиц и ИП, а для юридических лиц составит миллион рублей.

Перед вступлением закона в силу Министерство транспорта приняло решение не штрафовать водителей и собственников автомобилей за неоплаченный проезд за границами Московской области до 1 мая 2016 года. Такое решение обосновали тем, что многие грузоперевозчики не успели зарегистрироваться в системе (из двух миллионов автомобилей в базу пока внесено примерно 365 тысяч), а также необходимо обкатать «Платон» в тестовом режиме.

Над проезжей частью и с помощью мобильных контрольных автомобилей будут отслеживать фуры и передавать информацию в ГИБДД о неплательщиках налогов. На данный момент работает сто передвижных устройств и восемнадцать рамок на трассах М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М10 «Россия», а также на Ленинградском, Дмитровском, Ярославском, Каширском, Рязанском шоссе и других федеральных дорогах Московской области, за исключением платных.

К чему все это может привести?

Дальнобойщики по всей стране организовали акции протеста на дорогах и намерены продолжать это делать. После вступления закона часть фур могут заменить грузовиками массой до 12 тонн, некоторые фирмы уже переоформляют большегрузные машины на физических лиц. Ввод системы может привести к росту стоимости товаров, цена которых включает затраты на перевозку.