В 2011 году соотношение заработной платы и цены новых автомобилей было наилучшим в России.

5 мая 2025, 05:12

Сергей Целиков, сооснователь и директор аналитического агентства «Автостат», провел исследование и выяснил, когда новый автомобиль был наиболее доступен среднему россиянину. По его данным, наибольшая доступность пришлась на 2013 год.

Фото: unsplash.comПо состоянию на 2013 год средняя зарплата россиянина составляла 29,8 тысячи рублей – средняя зарплата в России, а средневзвешенная цена нового автомобиля составляет всего 907 тысяч. Для покупки машины нужно накопить примерно 30 средних зарплат. В 2024 году покупка новой машины требует почти в полтора раза больше – 44 зарплаты. Темпы роста цен на автомобили в последние годы значительно опережают рост доходов россиян. По данным «Росстата», средняя зарплата составляла без малого 88 тысяч рублей, а средневзвешенная цена новой иномарки превысила 3,5 млн рублей.

В 2013 году 82% новых легковых автомобилей были иностранными марками, средняя стоимость которых превышала миллион рублей. Для покупки машины требовалось 34 средних зарплаты. В 2014 году этот показатель составил 35, а доля иностранных марок выросла до 84%.

Фото: freepik.com

С начала девальвации рубля в 2014–2015 годах ситуация изменилась: импортные автомобили стали значительно дороже. К 2015 году соотношение цены автомобиля и зарплаты превысило сорок единиц, что показало снижение реальной доступности новых машин.

За десять лет ситуация ухудшилась. Средняя сумма для приобретения нового автомобиля иностранного бренда (88% продаж занимают китайские марки) составляет 44 зарплаты. Эксперты связывают этот тренд с ослаблением рубля, ограничениями на импорт и ростом влияния китайских производителей.

Фото: Lada

Российские автомобили остаются более доступными по сравнению с другими. В 2013 году покупка Lada требовала 13 средних зарплат, а к 2024 году – уже 16. Изменение не столь значительное. Именно поэтому доля автомобилей Lada на российском рынке возросла: с 15% в 2014 году до 30% в 2025 году.