Старые камеры на дорогах неэффективны для сбора штрафов.

9 июня 2025, 13:10

Национальный автомобильный союз направил в российское правительство инициативу по обновлению парка камер фотовидеофиксации. В НАС утверждают, что примерно 30 процентов существующих систем морально устарели и действуют с низкой эффективностью.

Фото: freepik.comСогласно информации НАС, большое количество дорожных камер работает более семи лет и не способно фиксировать новые виды нарушений правил дорожного движения, например, использование телефона за рулем или не пристегнутый ремень безопасности. Кроме того, устаревшее оборудование мешает осуществить план Минфина по существенному увеличению доходов от штрафов. Такая ситуация угрожает как бюджету страны, так и уровню безопасности на дорогах.

Вице-президент НАС Антон Шапарин пояснил, что устаревшие комплексы фиксируют в основном превышение скорости и нарушение разметки. Современные же системы контроля требуют анализа множества параметров: от наличия ремней безопасности до поведения пешеходов на проезжей части. В результате одни нарушения фиксируются, другие остаются без внимания. Это вызывает недовольство среди автолюбителей и снижает доверие к системе автоматической фиксации нарушений. Более того, некачественная видеозапись часто становится причиной ошибочных штрафов.

Фото: freepik.com
Специалисты утверждают, что обновление программного обеспечения не устранит проблему. Аппаратура большинства устаревших камер не предназначена для работы с современными алгоритмами видеоанализа.
В частности, отсутствует поддержка непрерывной обработки видеопотока в режиме реального времени, низкое разрешение матриц и слабые вычислительные мощности. Современные системы применяют инфракрасные датчики, радары и искусственный интеллект для анализа дорожной обстановки, что позволяет распознавать более 60 типов нарушений против 10–15 у старых моделей. Новая камера стоит в 3–4 раза дороже, что затрудняет ее массовую замену с финансовой точки зрения.

В обращении НАС предлагается осуществить полную проверку всех камер наблюдения, запретить заключать новые соглашения на покупку устаревшего оборудования и поэтапно выводить из эксплуатации старые системы после завершения действующих контрактов. РБКРеализация затруднена ограничениями бюджетов многих регионов. Обновление уже установленных камер в рамках программ «Безопасный город» невозможно из-за отсутствия финансирования. Эксперты отмечают, что часть оборудования использует импортные компоненты, которые недоступны из-за санкций. Поэтому вопрос модернизации камер пока не решён.