15 июля 2025, 09:57
В России в 2024 году было реализовано ровно миллион новых автомобилей из Китая, составляющих 3,2% всего объёма китайского автопрома. Рассматриваем, какие бренды лидируют и как распределяются продажи по сегментам.
В 2024 году в Китае изготовили рекордные 31,3 миллиона автомобилей, что на 3,7% больше, чем годом ранее. Экспорт авто вырос на 19,3% и составил 5,86 миллиона единиц, включая легковые, грузовые, коммерческие автомобили и автобусы. выяснил глава Автостата Сергей Целиков.
В России реализовано 1 миллион новых китайских машин, что составляет 3,2% от общего объема их производства. Из них 915 тысяч – легковые автомобили, 78 тысяч – грузовые, а также около 4 тысяч легких коммерческих автомобилей и автобусов.
На российском рынке также есть автомобили под китайскими брендами, формально относящимися к другим маркам, например, Belgee, Xcite, «Соллерс», «Москвич» и «Амбер». В общем объеме продаж их доля невелика и не влияет на итоги.
Анализируем ведущих участников российского рынка автомобилей из Китая.
Great Wall Motor (GWM) Бренд занимает лидирующие позиции с долей российского рынка в 18,5%. В 2024 году концерн реализовал 1,23 миллиона автомобилей по всему миру, из которых 227,5 тысячи было продано в России. В его ассортименте представлены Haval, Tank, WEY, Ora и GW Poer.
Chery Продажи составили 2,6 миллиона автомобилей по всему миру. В России суммарные продажи брендов группы — Chery, Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour и Kaiyi — достигли 318 тысяч единиц, что составляет 12,2% от мировых продаж.
Geely Auto В 2023 году заняла третье место с продажами 2,18 млн автомобилей в мире и 193 тыс. в России. В продажи включены бренды Geely, Belgee, Knewstar и Zeekr. Электромобили Zeekr реализованы в России в количестве 7,6 тыс. штук, что составляет 3,4% от мировых продаж марки.
Li Auto (Lixiang) Молодой и стремительно развивающийся производитель поставил 500 тысяч автомобилей во всем мире. На российский рынок реализовано 23,2 тысячи машин. При этом компания не совершала прямых поставок, а автомобили попали на рынок через альтернативные каналы.
Changan Продажи по всему миру выросли до 2,68 миллионов автомобилей, из них 106,8 тысяч (4%) – в России, включая марку Avatr.
Guangzhou Automobile Group (GAC) Модель авто со всемирной реализацией двух миллионов машин продает в России всего 20,1 тысячи единиц, являющихся процентом от общего объёма.
JAC Motors В мире было продано относительно немного автомобилей: 403,1 тысячи. В России реализовано 13 050 легковых и 4 842 коммерческих автомобиля. При добавлении продаж брендов «Москвич» (23,3 тыс.), «Соллерс» (13,2 тыс.) и «КамАЗ Компас» (4,7 тыс.) доля России увеличивается до 13,5%.
Остальные китайские компании на российском рынке либо реализуют сравнительно немного продукции, либо Россия составляет менее процента от их глобальных продаж. Примерно так ведёт себя FAW с трёх миллионами автомобилей в мире: почти не представлен в России, за исключением премиального бренда Hongqi, занимающего 1,7% российского рынка.
Россия занимает значительную долю в экспорте автомобилей из Китая, что особенно заметно для таких компаний, как Great Wall Motor, Chery и Geely. Это указывает на возросший интерес к китайским маркам на российском рынке и расширение их присутствия в различных сегментах.