Причины убытка КамАЗа раскрыты

28 апреля 2025, 12:32

В прошлом году производитель грузовых автомобилей КамАЗ перечислил в бюджет на 1,2 млрд рублей больше налогов, несмотря на существенное снижение прибыли. Чистая прибыль компании составила 731 млн рублей, что в 28 раз меньше, чем годом ранее. Эксперты выявили причины такого явления.

Фото: КамАЗВысокая ставка Центрального банка и увеличение долга на 80 миллиардов рублей создали трудности. «Бизнес Online»В 2024 году завод КамАЗ увеличил выпуск техники до 54,6 тысяч единиц, показав рост на 3% по сравнению с предыдущим годом.

Сергей Когогин, глава КамАЗа, считает финансовые трудности следствием «глобальной трансформации экономики». Продажи грузовиков в России сократились на 19%, а доля КамАЗа упала с 20,5% до 17%. Впервые за долгое время автогигант не возглавляет список производителей тяжелых грузовиков. Внутренние продажи снизились на 33%, в Татарстане количество регистраций уменьшилось на 17%. Завод всё ещё сохраняет лидерство благодаря гособоронзаказу и льготным условиям утилизационного сбора.

Фото: пресс-служба КамАЗа
Специалисты связывают нынешнее снижение спроса с перегревом рынка в 2023 году, когда компании активно приобретали технику для инфраструктурных проектов. Отсутствие масштабных строительных работ привело к избытку техники на складах. На заводах производителей остается около сорока тысяч машин, которые не были проданы. К этому добавились двадцать тысяч лизинговых автомобилей, что фактически соответствует годовой потребности рынка. Аналитики предсказывают падение рынка грузовых автомобилей на 20 – 41% в текущем году, что ставит перед всеми участниками серьезные задачи.

КамАЗ занимает более выгодное положение по сравнению с соперниками благодаря государственной поддержке, участию в программе утилизации и гособоронзаказу. Компания сохраняет долю рынка, хотя объемы не такие большие, как раньше. Рост расходов, включая увеличение финансовых издержек и курсовых потерь, ставит под сомнение возможность завода обслуживать долг, который достиг 225,6 млрд рублей. Несмотря на сложности, эксперты полагают, что серьезно беспокоиться о судьбе КамАЗа не стоит. Системообразующее значение предприятия гарантирует ему поддержку на государственном уровне.