
Продажи внедорожников «Лада Нива СпортВ апреле текущего года стартовали продажи. Блогеры уже протестировали автомобиль и указали на ошибки в дизайне машины. Журналист Никита Небылицкий сделал заявление по поводу обнаруженных недочетов.
«Нива» представляла собой прорыв для своего времени: выпущенная машина породила целый класс компактных кроссоверов с несущими кузовами на легковых агрегатах и достаточным уровнем комфорта, которого ранее не существовало. Время неумолимо. В следующем году исполнится пятьдесят лет со дня запуска «Нивы» в серийное производство. Ей остро необходима глубокая модернизация, техническое переосмысление.
Четыре года назад АвтоВАЗ попытался переосмыслить модель «Лада Нива», что привело к появлению версии «Спорт». От предшественников эта версия настолько отличалась, что как только стало это возможно, Костя Академег, Булкин и канал Комбат Крю приобрели по одной такой «Ниве» за свои деньги. Все трое протестировали свои автомобили и выпустили по два видеоролика о них.

Эргономика
С началом, с наименее серьёзной проблемы классической «Нивы». Посадка за рулём представляла собой сложность. В те времена действовала другая школа эргономики, и рулевой вал с педальным узлом у старой «Нивы» смещены вправо относительно водителя, как и у «Жигулей». Тогда это не считалось существенным.
На «Ниве Спорт» рулевой вал сдвинули на четыре сантиметра влево. Посадка за рулем стала более прямой, но педалей не меняли местами. Получается, что спина выпрямлена по направлению движения, а ноги несколько вправо. Также сместился руль, а приборная панель осталась на прежнем месте.
Начнём с того, что это выглядит несимметрично и заметно сразу. Второе — руль закрывает приборную панель, и даже регулировка угла наклона рулевого вала не решает проблему.

Три машины имели криво установленный руль. Это не все недочеты. Дворники двух из новых машин не выключались. После включения их работа продолжалась независимо от положения рычага, пока зажигание не выключили. Если же зажигание выключали с дворниками в неустановившемся положении, они после его включения начинали работать снова — нужно было выключать зажигание в нужный момент. Дилер признал это гарантийным случаем и заказал новый моторчик дворников, который должен был приехать через три недели. В качестве временной меры дилер отключил дворники на машине.
Это лишь начало, настоящий расцвет ещё впереди.
Коробка передач
Расположение рычага коробки передач у классической «Нивы» не очень удобно, как и рычаги включения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала. На «Ниве Спорт» расположили рычаг коробки в более удобном месте, а вместо двух рычагов для понижайки и блокировки сделали один, отвечающий за обе эти функции, что логично.
Для переключения передач механизм закреплён на кузове, а сама коробка управляется жёсткой тягой, прикреплённой к коробке. Двигатель с коробкой установлены на резино-металлических опорах и подвижны, в то время как кузов считается неподвижным. Между ними связь осуществляется жёсткой тягой. При перемещениях двигателя вместе с коробкой на резиновых опорах, а это случается на дорожных неровностях, у «Нивы Спорт» выскакивает передача даже на небольших, казалось бы, безобидных неровностях.
Мотор
Считаете, всё? На первую «Ниву» устанавливали обычный мотор от ВАЗ-2106 объёмом 1,6 литра. Постепенно его модернизировали впрыском и увеличением объёма до 1,7 литра. Но Нива всё-таки довольно тяжёлая машина с заметными потерями при передаче мощности, да и для современного автомобиля 20 секунд разгона до сотни — уже совсем не приемлемо, это динамика «Газели» под грузом.
«Нива» очень хотела получить новый мотор, который у АвтоВАЗа уже существовал: шестнадцатиклапанник объемом 1,6 литра мощностью 122 лошадиных сил… Гранты СпортЗвучит это, пожалуй, неплохо, ведь мощность этого агрегата на полтора раза выше, чем у штатного инжекторного двигателя объемом 1.7 литра. Летать с таким мотором машина и не могла бы, но быстрее обычной «Нивы» непременно стала бы.

Если бы не одно но. Дело в том, что любой мотор с четырьмя клапанами на цилиндр верховой. При прочих равных, мотор такого же объёма и конструкции, но с двумя клапанами, снизу едет лучше — таковы особенности газодинамики. Решаемо это, так как обороты максимальной мощности у «шестнаря» выше, его обычно раздушивают по передатке, ставят более короткую главную пару и тогда он и снизу едет не хуже «восьмиклопа», а сверху понятно что гораздо лучше.
Вместо этого на «Ниву Спорт» поставили колёса с большим диаметром, больше загрузили трансмиссию, и внизу и посередине «Нива Спорт» едет хуже обычной. Если её постоянно крутить в звон, то она побыстрее будет, а если ездить нормально — то медленнее.
Кузов
Установив на «Ниву Спорт» большие колеса, АвтоВАЗ обнаружил, что они цепляются за арки крыльев. На заводе арки просто подрезали, а сверху прикрыли пластиковыми фендерами, закреплёнными саморезами. В крыльях появились дырки от саморезов, которые закрыты фендерами, чтобы вода не вытекала и стояла под ними. Как результат, через полтора месяца ржаветь начнут эти дырки.


Подвеска
Пока это не ягодки, но уже цветочки. На «Ниве» сзади мост. Существует множество способов крепления моста к кузову, а на внедорожнике применён самый простой – как на всех заднеприводных Жигулях. Крепление моста имеет несколько задач: мост не должен смещаться относительно кузова вперёд-назад, проворачиваться вокруг своей оси и смещаться вправо-влево. Для этого на классической «Ниве» есть пять рычагов: два продольных нижних – от перемещения вперёд-назад, два продольных верхних – от проворачивания, а поперечный, тяга Панара, не даёт мосту смещаться вправо-влево. Эта тяга крепится одним концом к мосту, а другим к специальному креплению на кузове, которое в просторечии называют «домиком тяги Панара».
Существует сложность: мост движется по дуге вокруг точки крепления тяги Панара к кузову. Это негативно сказывается на управляемости, так как мост смещается в стороны при работе подвески, особенно при больших колебаниях. На «Жигулях» это не столь заметно из-за небольшого хода подвески, а вот на «Ниве» с увеличенным ходом это проявляется сильно и заметно.
Чтобы преодолеть это неприятное свойство, существует множество способов. Например, конструкция, называемая «форлинк», где верхние рычаги диагональные, вместе с функцией не давать мосту провернуться, начинают страховать его от перемещения вправо-влево. В таком случае тяга Панара опять же не нужна. Эта конструкция может быть не самой надежной, просто потому что рычагов становится меньше, и нагрузка на каждый из них возрастает. Но зато она самая простая и дешевая. Для гражданской, а не гоночной машины её надёжности достаточно. Именно «форлинк» установили на «Ниву Спорт».
Кроме того, на «Нивах» никогда не устанавливался задний стабилизатор. Его необходимо, поскольку кузов «Нивы Спорт» остался прежний. Поэтому АвтоВАЗ решил закрепить тело стабилизатора на мосту, а его концы на нижних продольных рычагах. Для этого рычаги сделали не прямыми, а серповидными.
Работать могло бы, но не работает. Не в том смысле, что система не стабилизирует. У Академега рычаги искривились при обычной знакопеременной нагрузке моста на пересечёнке, у Комбат Крю — во время скольжения по гравию, а у Булкина — после разгона по ровному асфальту и резкого торможения. У всех троих рычаги загнулись так, что рули стали кривыми, и колеса прижались к аркам спереди.
Диагональные верхние рычаги форлинка установлены с неверным углом и не предотвращают перемещения моста в стороны. Комбат Крю установил камеру снизу и проехал по асфальту зигзагом: мост явно перемещается, настолько, что колеса и покрышки терлись об верхние болты крепления амортизаторов.


Топливопровод
Бензобак машины расположен сзади, а мотор спереди, между ними находится топливопровод. «Нива Спорт» — внедорожник, на таких машинах топливопроводы и тормозные трубки обычно прячут от возможных кочек, которые могут цепляться за днище. В «Ниве Спорт» их спрятали в трансмиссионный тоннель. Топливопровод идёт по тоннелю и проходит над жесткой тягой, соединяющей двигатель с коробкой передач с рычагом переключения передач на кузове. Этот рычаг бьёт снизу по трубке топливопровода, загоняя её на два самореза, которыми сверху притянут пластиковый кожух вокруг рычага переключения передач в салоне.
Вместе с этим на расстоянии тысячи километров от Комбата Крю два самореза проделали в топливопроводе две дырки, из которых под давлением топливного насоса начал струиться бензин. Без этих саморезов через полторы тысячи километров трубка все равно была бы перебита тягой или кузовом. Трубку невозможно было обставить, так как нет места, да и она короткая. Две струи бензина направлены прямо на выхлопную трубу, которая расположена очень близко.
Чудес на свете не бывает.