Ответ специалиста о поведении китайских автомобильных брендов в России

Изображение: img.freepik.com

Поведение китайцев в России обусловлено не условиями здесь, а их обычаями из родной страны, существующими давно.


Главная проблема в том, что китайскому производителю совершенно безразлично отношение к инвестициям дилеров. При расширении сети мыслится только о максимально быстром покрытии территорий. Нет никаких расчетов продаж автомобилей на одного дилера, про загрузку сервиса вообще не говорю. Более того, им зачастую неинтересно даже внутри города распределение дилеров.


К этому добавляется безумие с безграничным числом китайских марок, которые разделяются на десяток самых популярных и множество прочих, где дилеры надеются на улучшение ситуации.


Большинство китайских производителей не обращают внимания на прогнозы продаж от дилеров. Это заметно при работе с китайскими компаниями: план даётся сверху, а дилеры должны его выполнять. Если кто-то не доволен, всегда найдутся другие. В итоге накапливается избыток товаров, и давление усиливается на дилеров. Интересно, выдержат ли последние? Нет, конечно же.


Но этого мало. Понимая, что рынок в рецессии, китайские производители начинают объявлять акции для поддержки продаж. Некоторые скажут: молодцы. Были бы они молодцами, если бы вовремя компенсировали то, что дилеры по указанию производителя уступили клиенту! Но нет. Даже не говорят «денег нет, но вы держитесь». Просто по несколько месяцев говорят, что денег нет. Китайским брендам всё равно, выживет дилер или нет.


В дилерских договорах четко прослеживается данное отношение. Таких образцов я не встречал ни у какого бренда, с которым сотрудничал в качестве дилера.

Изображение: img.freepik.com

Продать автомобиль — недостаточно. Нужно обеспечивать гарантийное обслуживание и проводить его регулярное техническое обслуживание.


Кажется, китайским производителям стало всё равно, что думают российские дилеры и наше законодательство, особенно закон о защите прав потребителей. Конечно, это преувеличение, им все же важны законы. Просто они хотят, чтобы максимальная ответственность перешла с их плеч на плечи дилеров.


  • Процессы утверждения гарантийных ремонтов значительно строже, чем действовали раньше у покинувших рынок компаний.

  • Наличие запчастей на российских складах и быстрый порядок доставки при их отсутствии – понятие, малоизвестное многим китайским компаниям.

  • Если уже говорим о запчастях, стоит ещё раз упомянуть каталоги. В них встречаются ошибки, несоответствия — в общем, низкое качество.

  • Сроки компенсации дилерам расходов на ремонт аналогичны срокам выплаты скидок за продажу машин. При этом сумма ремонта для дилера может быть даже убыточной.

  • Оценка авто при возвращении такова, что заставляет усомниться в правильности бренда.
  • Участие в судах? Не барское это дело.

Что же с этим можно сделать? Какова могла бы быть идеальная модель:


  • Необходимо установить контроль над притоком продукции китайских компаний.

  • Производителям, инвестирующим вместе с российскими компаниями в отечественное производство, следует уделять преимущество. Такой подход применяет Китай. Необходимость подобного приоритета обусловлена тем, что ответственность производителя в этом случае возрастает.

  • Ответственность за качество товара несёт производитель.

  • Дилерские сети требуют согласованного развития.

  • Договоры с дилерами должны предусматривать ответственность как дилера, так и производителя. Необходимо установить минимальный срок действия договора, процедуры продления и прекращения сотрудничества, а также четкие основания для ребрендинга.


Эта модель, безусловно, идеальна по моему мнению. Дальше многое определит взаимодействие дилеров, их способность объединиться для решения проблем. На данный момент единения нет. Возможно, тогда правительство поймет, что бизнес важен не только частным инвесторам, но и самому государству. Для сохранения и роста рабочих мест, поступления налогов и уверенности граждан в том, что покупая автомобиль, они не останутся с проблемами сами наедине.