
Поведение китайцев в России объясняется их обычаями, сформировавшимися дома.
Главная проблема — китайскому производителю безразлична прибыль дилеров. При росте сети главное стремиться максимально быстро покрыть территории. Не проводятся расчеты продаж автомобилей на одного дилера, про загрузку сервиса вообще молчу. Более того, им зачастую неинтересно даже внутри города распределение дилеров.
К этому добавляется сумасшествие с безграничным числом китайских марок автомобилей: десять брендов реализуют подавляющую часть всех машин, а остальные поддерживают дилеры, надеясь на улучшение ситуации.
Многие китайские производители обращают внимание на прогнозы продаж от дилеров? Никто. Это из опыта работы в Китае. Спустили план – бегите. А если не нравится, найдутся другие. В итоге затоваривание складов и давление на дилеров. Интересно им, справятся ли последние? Нет, конечно.
Не этого мало. Понимая, что рынок в рецессии, китайские производители начинают объявлять акции по поддержке продаж. Скажут некоторые: молодцы. Были бы молодцами, если бы вовремя компенсировали то, что дилеры по указанию производителя уступили клиенту! Но нет. Даже не говорят «денег нет, но вы держитесь». Просто по несколько месяцев говорят, что денег нет. Китайским брендам абсолютно всё равно, выживет дилер или нет.
В дилерских соглашениях наглядно прослеживается это отношение. Таких примеров я ни у какой компании, с которой сотрудничал как дилер, не встречал.

Продажа автомобиля — это лишь начало. Важно также обеспечивать гарантийное обслуживание и регулярно его обслуживать.
Получается, китайским производителям всё равно и на российских дилеров, и на российское законодательство. В частности, на закон о защите прав потребителей. Конечно, преувеличиваю, им на законы не всё равно. Просто хотят максимально сгрузить свои обязанности на плечи дилеров.
Процесс одобрения ремонта по гарантии значительно строже, чем у покинувших рынок производителей.
Наличие нужных запчастей на российских складах или быстрая доставка при их отсутствии – эта фраза большинству китайских производителей непонятна.
Если уж речь зашла о запчастях, стоит упомянуть и каталоги. В них встречаются ошибки и несоответствия, что свидетельствует о низком качестве.
Сроки выплаты дилерам компенсации за ремонтные работы аналогичны срокам возмещения скидок при реализации автотранспорта. В свою очередь, цена ремонта для дилера может быть невыгодной.
Оценка машины после сдачи вызывает сомнения: неужели вы ошиблись с маркой?
- Участие в судах? Не барское это дело.
Что же с этим можно сделать? Какова могла бы быть идеальная модель?
Необходимо регулировать поток китайских торговых марок.
Производителям, которые вместе с российскими компаниями вкладывают средства в отечественное производство, следует предоставлять преимущество. Такой же подход применяет Китай. Полагаю, что этот приоритет необходим, так как ответственность производителя в таком случае возрастает.
За качество продукта отвечает исключительно изготовитель, поэтому поломки при гарантийном обслуживании не возникнут.
Согласованное развитие дилерских сетей необходимо.
Дилерские соглашения должны быть взаимовыгодными, предусматривающими ответственность как дилера, так и производителя. Необходимо установить минимальную длительность договора, прозрачные условия продления и прекращения сотрудничества, а также основания для ребрендинга.
Эта модель идеальна, по моему убеждению. Дальше многое определит взаимодействие дилеров и их способность объединяться для решения проблем. Сейчас такого единства нет, и возможно, тогда власти поймут, что бизнес необходим не только частным инвесторам, но и самому себе. Чтобы сохранялись и увеличивались рабочие места, чтобы поступали налоги, и чтобы граждане были уверены: покупая автомобиль, они не останутся с проблемами один на один.