Кастрюли — неожиданная помощь для BMW в трудные времена

За свою длительную историю фирма BMW столкнулась с множеством трудностей, наибольшей из которых стал кризис после Второй мировой войны. Переход через него был облегчён использованием…

К 1945 году компания просуществовала почти тридцать лет и была признанным производителем авиационных двигателей, мотоциклов и с 1929 года ещё и автомобилей. Окончание Второй мировой войны привело к трудностям: половина из шести заводов и три торговых представительства были разрушены. Остальное оборудование вместе с документацией конфисковали и разослали по всему миру, а здания заводов в Дюрргофе и Басдорф-Цюльсдорфе разобрали.

Один из разрушенных заводов компании

Разделение Германии на две части привело к тому, что завод в Айзенах оказался под контролем СССР. В результате этого BMW лишилось не только производственных мощностей, но и технической документации, необходимой для возобновления выпуска автомобилей.

В Айзенахе завод переформировали в компанию Awtowelo AG. С 1945 года она возобновила производство автомобилей и мотоциклов под маркой BMW. Однако при попытке реализации на рынках Западной Европы головной офис в Мюнхене запретил продажу «восточногерманских» BMW по решению суда. В 1952 году компанию «Автовело» переименовали в EMW (Eisenacher Motoren Werke). В 1956 году фирма получила название «Вартбург» в честь замка над городом Айзенах, после чего судьбы компаний разошлись.

Кабриолет EMW 327, копия довоенного BMW 327

В июле 1945 года американские оккупационные силы предложили западногерманской части BMW выпускать различные товары для потребителей. В том же году компании дали разрешение на производство велосипедов, а годом позже началась подготовка к выпуску мотоциклов.

Мотоцикл BMW R24 на Женевском автосалоне 1948 года

Компания сначала обслуживала и ремонтировала американскую технику в невредимой части мюнхенского завода. Рядом с заводом, в Карлсфельде, располагался главный ремонтный центр армии США на европейском континенте. Благодаря контракту с этим центром BMW сохранила производственные мощности и получила доступ к ресурсам и сырью.

Послевоенная продукция компании BMW

С ограниченными ресурсами BMW запускает производство под названием «Notproduktion», то есть кризисное. Компания уже сталкивалась с подобным в период после Первой мировой войны. На этот раз решили сосредоточиться на изготовлении кухонных принадлежностей, сельскохозяйственной техники, машин для обработки фюзеляжей коммерческих самолетов, компрессоров и запчастей для автомобилей.

Архивный плакат иллюстрирует ключевые отрасли производства компании в послевоенный период: посуду, отливки, оборудование для пекарен, сельхозтехнику, компрессоры, станки, автозапчасти и мотоциклы.

Кризисное производство способствовало запуску фабрик, сохранению работников и подготовке производственных мощностей к расширению. С июня 1945 года по май 1947 года компания выпустила товаров на общую сумму 1,7 миллиона марок. В этот период было произведено также 34 тысячи кастрюль.

В 1946-м предприятие возобновило выпуск мотоциклов, и к 1951 году произвело первый послевоенный автомобиль. BMW 501.