Как работает система обновления автомобиля и кто за нее отвечает?

22 августа 2025, 05:40

Обновление программного обеспечения, о котором вы могли даже не подозревать, может привести к снижению мощности, уменьшению запаса хода или ухудшению безопасности

Современные автомобили всё больше похожи на смартфоны: обновления программного обеспечения теперь доставляются «по воздуху» – через OTA (Over-the-Air). Благодаря этой технологии производители автомобилей могут удалённо устанавливать новые функции, устранять ошибки и повышать безопасность, исключая необходимость посещения сервисного центра.

Владельцу потребуется лишь подключить автомобиль к сети интернет, чтобы система обновилась за считанные минуты. Но за удобством кроются и потенциальные опасности: не каждое обновление оказывается полезным, а некоторые способны ухудшить параметры автомобиля – причем это может произойти без уведомления владельца.

Технология OTA (Over-the-Air) находит широкое применение у таких производителей, как Tesla, BMW, Mercedes, Audi и Volkswagen. Так, в Audi за определённую плату можно активировать LED-матричные фары, навигационную систему или парковочный ассистент — эти функции обычно уже встроены в аппаратное обеспечение. Год использования таких фар обойдётся примерно в 260 евро (около 20 000 рублей), а бессрочный доступ — более чем в 1300 евро. Стоимость навигации варьируется от 600 до 3000 евро в зависимости от выбранного периода использования. Активация происходит дистанционно, через личный кабинет владельца, без необходимости обращения к дилеру. Это обеспечивает удобство, но одновременно превращает автомобиль в своего рода «платформу» – где даже самые необходимые функции становятся объектом коммерции.

Основная трудность заключается в недостаточной открытости системы. Производители имеют возможность выпускать обновления без предварительного информирования владельцев. К примеру, в 2019 году у пользователей Tesla неожиданно уменьшился запас хода и увеличилось время зарядки – вследствие скрытого обновления по воздуху. Помимо этого, такие изменения могут использоваться для уклонения от официальных кампаний по отзыву автомобилей. Недавно китайский производитель Xpeng был уличен в подобном маневре. Если дефект обусловлен программным обеспечением, вместо публичного оповещения и внесения информации в соответствующий реестр, производитель может незаметно изменить программный код – и никто, кроме самого автопроизводителя, не узнает об угрозе безопасности.

По мнению эксперта ADAC Арнульфа Тимеля, автопроизводители должны быть абсолютно открыты и честны. Владелец транспортного средства должен быть в курсе всех устанавливаемых компонентов и иметь возможность отказаться от обновления программного обеспечения, не теряя при этом функциональность. Кроме того, необходимо обеспечить надежную защиту автомобиля от несанкционированного доступа к программному обеспечению, например, с использованием международного стандарта Common Criteria, который проверяет безопасность на уровне исходного кода. В настоящее время большинство производителей не прибегают к независимой сертификации. Обновления «по воздуху» – это перспектива, но только в том случае, если они будут приносить пользу пользователю, а не создавать ему препятствия.